3 декабря 2024

Банк России планирует разобраться с правилами рассрочки. В частности — установить ряд законодательных требований к информированию потребителей и содержанию договора. А также обязать раскрывать стоимость товара. “Чтобы потребитель точно понимал, что рассрочка не бесплатна”, – говорится в пояснительном письме российского Центробанка.

А как с этим в Казахстане?

Пока все грустно: якобы “беспроцентная рассрочка” — это чаще всего хитрая схема. Причем в нее вовлекаются даже те, кто в состоянии купить товар без всяких кредитов и долгов. Кстати, эта категория покупателей обычно финансово грамотная и понимает, что в любом случае переплачивает: даже если купить сразу, без рассрочки, все равно придется оплачивать проценты, которые уже “сидят” в его стоимости. О том, что у платежеспособных казахстанцев нет выбора, мы писали. Но кто же им поможет?

Пока инициатив, таких как у российского ЦБ, мы не видим. Слышны только ожесточенные споры: закредитовано все-таки население Казахстана или нет? Идеи высказываются разные:

  • кто-то кричит об астрономических цифрах долга и требует простить всем кредиты через закон “О банкротстве физических лиц”;
  • другие предлагают снизить эффективную ставку до 40% вместо сегодняшних 56% — тогда снизится маржа у банков, и им будет не так интересно кредитовать розницу;
  • а аналитики успокаивают: качество кредитного портфеля не вызывает беспокойства, а доля просроченной задолженности в портфеле потребкредитов у банков устойчиво снижается.

Кстати, ее снижение неудивительно: ведь в этот “портфель” насильно загнали и тех, кто мог бы купить нужный товар без всяких процентов.

Что еще можно сделать?

Вообще-то есть очевидные решения, которые почему-то никто пока не предлагает. Например, обеспечить прозрачность цен на товары в рассрочку. Тогда темпы роста розничного кредитования замедлятся — часть населения купит то, что им нужно, без всяких сложных схем. Да и в целом все поймут, что рассрочка не бесплатная.

Аналитик Жанетта Махамбетова, редактор Никита Марычев

InvestFuture.ru

Источник

Благодарим за внимание к публикации